why did ophelia kill herself essay what does it mean to be professional essay the breakdown of relationships essay history of medical coding essay essay ideas for the lion the witch and the wardrobe
ЛЕНТА

Как победить врага согласно дзен-буддизму

Восточные школы философии смотрят на конфликты, и даже на само понятие победы над врагом, совершенно иначе, нежели западные. В частности, победой вовсе не считается уничтожение врага или лишение его чести и достоинства. Победить – означает нейтрализовать тех, кто хочет причинить вред, и, если возможно, сделать это таким образом, чтобы превратить врага в друга.

Для нас подобный подход к конфликтам может показаться очень странным, если не сказать хуже. К сожалению, большинство людей считают, что победа над своим врагом — это нечто, способное само по себе принести неподдельную радость и счастье (вне зависимости от того, каким именно методом была достигнута эта победа). Это мнение проистекает из довольно пагубной идеи того, что якобы результат важнее пути, который к нему привел. Неудивительно, что для них месть и злорадство становятся важнее личностного роста.

Проблема в том, что победа над врагом с помощью негативных, агрессивных и полных насилия средств приносит лишь очень временный и весьма относительный триумф. Когда мы пытаемся расправиться с врагом, не стесняясь в средствах, то не только причиняем вред обидчику, но и подкармливаем скрытую в глубине своей души ее самую негативную часть.

Да, одержав победу такими средствами, мы можем испытать краткосрочную радость и удовлетворение, но одновременно укрепляем все деструктивные эмоции, которые до этого таились у нас внутри.

С каким противником мы сражаемся – внешним или внутренним?

Враги могут быть как внешними, так и внутренними. Дзен говорит нам о том, что внутренние враги зачастую оказываются намного опаснее и разрушительнее, чем внешние. К числу внутренних врагов относятся такие эмоции, как гнев, гордыня, ненависть и так далее.

Все эти эмоции способны ослепить, намного ограничив выбор и заставить совершать поступки, идущие вразрез с собственным благополучием и убеждениями.

Внутренний враг способен ударить нас в самое уязвимое место. И делает это в самый неподходящий момент.

Внешние же враги, если и обладают властью над нашей жизнью и внутренним миром, то власть эта довольно незначительна – если только мы сами не будем придавать им слишком большого значения.

Внешние враги начинают одолевать нас лишь тогда, когда им удается пробудить в нас внутренних врагов. Почему? Да потому, что когда мы охвачены гневом или ненавистью, лишаемся нашего самого главного преимущества: интеллекта.

Таким образом, главное, чему учат философские школы Востока – это то, что мы не можем по-настоящему победить внешнего врага, если сперва не победим внутренних.

И если мы не сделаем этого заблаговременно, то во время конфликта полностью подчинимся влиянию и решимости внешнего врага. Мы своими руками подносим ему победу. На блюдечке с голубой каемочкой.

Истинный враг

Философская школа дзен-буддизма также старается помочь нам понять, кто же в действительности является настоящим врагом. Она указывает на то, что в большинстве случаев это вовсе не тот завистливый, эгоистичный или излишне амбициозный человек, который пытается вам навредить.

На самом деле настоящий и самый опасный враг – это те негативные эмоции, с которыми нам приходится иметь дело. Те самые эмоции, которые таятся и внутри нашей души. Те самые эмоции, которые могут пробудиться в самый неудобный момент… если мы позволим им это сделать.

«Направить человека на путь зла способен лишь его собственный разум, но не его враг или противник», – Будда.

Для того, чтобы победить врага, мы должны преодолеть эти чувства и эмоции вне зависимости от того, кто является их вместилищем, и на кого они направлены. Дзен-буддисты считают, что наши поступки могут привносить в этот мир либо порядок, либо хаос. И лишь от нас зависит, что именно.

Любой активный конфликт неизбежно приводит к хаосу, который рано или поздно влияет на нас – и, как вы догадываетесь, влияет отнюдь не положительно. Каждое действие вызывает свою реакцию, а это означает, что полные ненависти действия лишь делают эту ненависть больше. И как знать, в какой момент она обратится и на вас самих?

Дзен-буддизм учит тому, что мы должны усмирить своего врага – но не побеждать его. Любой конфликт на самом деле лишен всяческого смысла, он отнимает у нас силы, время и энергию, и не дает ничего, лишь приближая мир еще на волосок к разрушению.

Как победить врага

В соответствии с учением дзена, каждое действие, направленное на победу над врагом, должно быть нацелено на то, чтобы нейтрализовать его. Нейтрализовать – значит блокировать их возможность причинять вред вам.

К примеру, если кто-то отпускает в вашу сторону оскорбительный комментарий, но вы попросту отказываетесь оскорбляться, можно поздравить – вы только что успешно нейтрализовали этого врага.

И если кто-то желает вам зла, но вместо того, чтобы отвергать его и отстраняться от него, вы прилагаете усилия к тому, чтобы понять его, и в конечном итоге превращаете его в друга, или, по крайней мере, в нейтральную сторону, это тоже делает вас победителем. Как вы видите, для этого вовсе не нужно причинять вред в ответ.

О бесплодности конфликта знают не только последователи дзена, но и мастера боевых искусств: им отлично известно, что лучший способ победить – это и вовсе избежать боя. И истинной победой является та, в результате которой обе стороны получают возможность чему-то научиться и стать лучше.

Лучшая стратегия для этого – заставляющая врага понять, что он лишь зря тратит свое время и усилия, а его ненависть бессмысленна, так как не причиняет вам никакого вреда.

источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Установить приложение МОЯ ПСИХОЛОГИЯ на Google Play
УСТАНОВИТЬ
Закрыть

Обнаружен Adblock

Пожалуйста, поддержите нас, отключив блокировщик рекламы